Боуен Айра Спрейг
(Bowen, Ira ("Ike") Sprague)
Боуен Айра Спрейг
21/12/1898 – 06/02/1973
"Астрономы"

Американский физик и астроном, член Национальной АН США (1936). Р. в Сенека-Фолз (шт. Ныо-Иорк). В 1919 окончил Оберлинский колледж, продолжал образование в Чикагском ун-те (1919-1921). В 1921-1946 работал в Калифорнийском технологическом ин-те (с 1931-профессор физики). В 1946-1948 - директор обсерватории Маунт-Вилсон, в 1948-1964 - директор объединенных обсерваторий Маунт-Вилсон и Маунт-Паломар.

Научные работы посвящены физике газовых туманностей, физике космических лучей, расчетам и конструированию оптических приборов, экспериментальной спектроскопии. В 20-х годах выполнил ряд исследований по вакуумной спектроскопии, в частности подробно изучил ультрафиолетовые спектры атомов азота, кислорода, неона в различных стадиях ионизации; определил энергетические уровни этих ионов. Исходя из полученных результатов, в 1927 объяснил загадочные эмиссионные линии в спектрах газовых туманностей, приписывавшиеся гипотетическому элементу «небулию». Отождествил линии небулия с запрещенными линиями ионов кислорода и азота и объяснил их большую интенсивность высокой населенностью метастабильных уровней в разреженном веществе туманностей. Отождествил линии неона, измерил длины волн многих слабых запрещенных линий в спектрах туманностей; нашел запрещенные линии поглощения в спектре Солнца. Объяснил (1934) аномалии в интенсивностях некоторых разрешенных линий кислорода и азота в спектрах газовых туманностей резонансным перенаселением соответствующих уровней излучением иона гелия (так называемый боуеновский механизм). В 1930-1938 участвовал в первых экспериментах Р. Милликена по изучению природы космических лучей и влияния геомагнитных явлений на их прохождение через земную атмосферу. Осуществил расчеты оптических систем и разработал конструкции различных приемников излучения для телескопов обсерваторий Маунт-Вилсон, Маунт-Паломар и др. Под его руководством производились доводка и исследование 5-метрового зеркала Паломарского телескопа. Сконструировал вспомогательное оборудование для этого телескопа, в частности высокоэффективные спектрографы для фокуса куде. Предложил схему обращенной системы Кассегрена для спектрографа, видоизмененную схему телескопа Ричи - Кретьена с большим полем. Разработал (1938) устройство, позволяющее собирать больше света в изображении звезды на щели спектрографа,- так называемый делитель изображения.

Член ряда академий наук и научных обществ.

Медали им. Г. Дрэпера Национальной АН США (1942), им. Поттса Ин-та им. Б. Франклина (1946), им. Б. Румфорда Американской академии искусств и наук (1949), им. Ф. Айвза Американского оптического об-ва (1952), им. К. Брюс Тихоокеанского астрономического об-ва (1957), Золотая медаль Лондонского королевского астрономического об-ва (1966).