Кононович Александр Константинович

12/02/1850 – 18/05/1910
"Астрономы"

Украинский астроном. Р. в Таганроге. В 1871 окончил Новороссийский ун-т в Одессе. Был оставлен при университетской обсерватории для подготовки к научной деятельности. В 1873-1876 продолжал образование в Германии, где изучал астрофотометрию под руководством И. К. Ф. Цёлльнера. Вернувшись в Одессу, преподавал математику и физику в Ришельевской гимназии. С 1881 на протяжении почти 30 лет возглавлял кафедру астрономии в Новороссийском унте и университетскую обсерваторию (с 1883 - профессор).

Был одним из пионеров астрофизических исследований в России. Провел большие ряды фотометрических измерений Марса, Юпитера и Сатурна с фотометром Цёлльнера. Вел регулярное фотографирование поверхности Солнца и измерение положений солнечных пятен (коллекция содержит около 1500 снимков), систематически наблюдал протуберанцы. Ранние работы посвящены вычислению орбит двойных звезд; определил орбиту двойной звезды γ Девы. Большое значение для развития астрономических исследований на Украине имела деятельность Кононовича на посту директора обсерватории Новороссийского ун-та, которая при нем превратилась в важный научный центр. Он воспитал ряд талантливых деятелей отечественной астрономии, в числе его учеников были А. Р. Орбинский, А. П. Ганский, А. С. Васильев. [82]