Кузьмин Аркадий Дмитриевич

род. 27/01/1923
"Астрономы"

Советский радиоастроном. В 1950 окончил Московский энергетический ин-т, в 1954 - аспирантуру при этом ин-те. С 1954 работает в Физическом ин-те АН СССР (начальник радиоастрономической станции в Пущино). Профессор Московского физико-технического ин-та.

Научные работы посвящены радиоастрономии. Предложил и осуществил эксперимент по определению температуры поверхности Венеры и показал, что Венера - горячая планета. Этот результат был использован при разработке советских автоматических межпланетных станций серии «Венера» (в конструкцию спускаемых аппаратов были введены теплозащита и парашют из термостойкой ткани). Обнаружил (совместно с В. А. Удальцовым) поляризацию радиоизлучения Крабовидной туманности, что подтвердило выдвинутую И. С. Шкловским гипотезу о синхротронном механизме радиоизлучения нетепловых космических источников. Впервые в СССР разработал технику и методы измерения шумовых электрических сигналов и внедрил их в радиоастрономию. Развил и впервые в СССР применил (совместно с А. Е. Саломоновичем) радиоастрономические методы для измерения параметров больших антенн. Применил радиоастрономические методы к определению координат попадания в Луну космической ракеты «Луна-2». Внес большой вклад в создание крупных советских радиотелескопов: РТ-22, ДКР-1000, БСА. Под его руководством в СССР проводились совместно с радиоастрономами Англии и Австралии работы по исследованию пульсаров. Автор книги «Планета Венера» (1981).

Заместитель председателя Научного совета АН СССР по проблеме «Радиоастрономия».