Иванов Всеволод Владимирович

род. 28/01/1934
"Астрономы"

Советский астроном. Р. в Ленинграде. В 1956 окончил Ленинградский ун-т, в 1959 - аспирантуру там же. С 1959 работает в Ленинградском ун-те (с 1975 - профессор кафедры астрофизики).

Научные работы относятся к теоретической астрофизике. В 60-е годы выполнил цикл исследований по теории образования спектральных линий в газе при отсутствии локального термодинамического равновесия (применительно к звездным атмосферам, газовым туманностям). Исследовал структуру и асимптотическое поведение решений уравнений, описывающих перенос излучения в частотах спектральной линии при полном перераспределении по частотам для стандартной модели двухуровенного атома. Результаты этих исследований изложил в монографии «Перенос излучения и спектры небесных тел» (1969). В работах 70-х годов рассмотрел ряд общих проблем теории переноса излучения. Распространил принцип инвариантности на внутренние поля излучения и на этой основе предложил новый метод расчета полей излучения в полубесконечных атмосферах. Исследовал асимптотические свойства функции Грина уравнения переноса излучения. Установил существование нового класса билинейных по интенсивности интегралов уравнения переноса. Обнаружил, что наряду с обычным уравнением переноса интенсивность излучения удовлетворяет целому семейству уравнений, отличающихся друг от друга видом члена, описывающего рассеяние. Ряд исследований посвящен истории астрономии и наукометрии. Проводит большую педагогическую работу.