Крат Владимир Алексеевич

21/07/1911 – 02/06/1983
"Астрономы"

Советский астроном, чл.-кор. АН СССР (1972). Р. в Симбирске (ныне Ульяновск). В 1932 окончил Казанский ун-т. С 1938 работал в Пулковской обсерватории, заведовал отделом физики Солнца (в 1964-1979 - директор обсерватории).

Основные научные работы относятся к физике Солнца, переменным звездам и космогонии. Был инициатором проведения в СССР астрономических исследований с помощью телескопов, поднимаемых на баллонах в атмосферу, руководил созданием первой советской стратосферной обсерватории. Выполнил ряд работ по изучению фигур равновесия компонентов тесных двойных звезд (1937). Исследовал потемнение к краю дисков звезд по наблюдениям затменных переменных; предложил метод определения коэффициента потемнения на основании анализа кривой блеска. В 1944 разработал детальную классификацию затменных переменных. В 1958 развил представление о хромосфере как об образовании, состоящем из горячих и холодных волокон типа протуберанцев. Нашел (1960, 1963), что хромосферные факелы, наблюдаемые в линиях H и K кальция, расположены в нижней хромосфере (на высоте от 0 до 1000 км) и представляют собой ограниченные по высоте вкрапления более горячего газа в слое газа с кинетической температурой не выше 5000 K. По данным затмения 1945 установил, что распределение энергии в непрерывном спектре короны идентично распределению энергии в спектре центра солнечного диска. Еще в 1935 предложил гипотезу об ограниченности Метагалактики и о существовании вне ее других космических систем. Согласно этой гипотезе расширению Метагалактики предшествовало ее сжатие, вызванное образованием сгущений. Автор книг «Проблемы равновесия тесных двойных звезд» (1937), «Фигуры равновесия небесных тел» (1950).