Иванов Александр Александрович

16/04/1867 – 23/11/1939
"Астрономы"

Советский астроном, чл.-кор. АН СССР (1925). Р. в Петербурге. В 1889 окончил Петербургский ун-т и был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. В 1890-1901 работал в Пулковской обсерватории наблюдателем на большом вертикальном круге, в 1901-1911 - в Главной палате мер и весов. В 1908-1929 - профессор Петербургского (Ленинградского) ун-та, в 1913-1919 - также директор обсерватории унта, где наладил регулярное издание ее трудов. В 1918-1919 - ректор Петроградского ун-та. В 1919-1930 - директор Пулковской обсерватории. В Пулкове при нем была создана Служба времени, которая вплоть до 1941 была головной в СССР. С 1930 несколько лет был заместителем директора Всесоюзного научно-исследовательского ин-та метрологии им. Д. И. Менделеева.

Основные научные работы относятся к небесной механике и практической астрономии. По наблюдениям на большом вертикальном круге в Пулкове составил три каталога абсолютных склонений звезд, исследовал изменяемость широты Пулкова. Предложил оригинальный метод определения широты по наблюдениям околозенитных звезд в первом вертикале. Изучил резонансные случаи движения малых планет, когда элементы их орбит получают большие возмущения со стороны Юпитера. Занимался исследованием движения малой планеты Герды (по наблюдениям с 1872 по 1934). Подробно исследовал роль притяжения Луной и Солнцем не вполне шарообразной Земли, что является причиной прецессии, получил величину сжатия Земли, равную 1 : 297,2, дал формулы для вычисления прецессии. На основании анализа определений силы тяжести во многих пунктах земной поверхности пришел к выводу о несимметричности Северного и Южного полушарий Земли. Многое сделал для совершенствования советской службы времени. Автор учебников по общей, сферической, практической и теоретической астрономии, которые неоднократно переиздавались.

Один из основателей Русского астрономического об-ва (1890) и его председатель в 1906-1910, 1913. [75]