Стеббинс Джоуэл
(Stebbins, Joel)

30/07/1878 – 16/03/1966
"Астрономы"

Американский астроном, член Национальной АН США. Р. в Омахе (шт. Небраска). В 1899 окончил ун-т шт. Небраска, продолжал образование в Висконсинском (1900-1901) и Калифорнийском (1901-1903) ун-тах. В 1903-1922 работал в Иллинойском ун-те (с 1913 - профессор и директор обсерватории), в 1922-1948 - профессор астрономии и директор обсерватории Уошберн Висконсинского ун-та. После ухода в отставку в 1948 еще в течение десяти лет вел научную работу в Ликской обсерватории.

Основоположник фотоэлектрической астрофотометрии. В 1906-1907 провел первые опыты по наблюдению Луны и самых ярких звезд с селеновым фотоэлементом. Более высокая точность электрофотометрии по сравнению с фотографической фотометрией позволила Стеббинсу открыть ряд тонких эффектов, которые не могли быть обнаружены фотографическим путем. В 1910 получил кривую блеска Алголя, на которой впервые был обнаружен вторичный минимум глубиной 0,06m и которая также указывала на эффект отражения в тесных двойных системах. Первые измерения интегрального блеска солнечной короны, выполненные Стеббинсом во время полных затмений в 1918, 1925 и 1937, показали отсутствие заметных изменений этого блеска в течение цикла солнечной активности. Обнаружил неглубокие затмения у нескольких спектрально-двойных звезд и у ряда звезд, ранее считавшихся постоянными. Выполнил обширную программу поиска изменений блеска у звезд-гигантов, результатом которой было установление того фундаментального факта, что у гигантов классов B-K9 переменность отсутствует, тогда как среди M-гигантов доля переменных растет с понижением их температуры. В начале 30-х годов совместно с М. Хаффером и А. Уитфордом провел первое обширное и точное исследование селективного поглощения в Галактике путем определения избытков цвета большого числа B-звезд, установил иррегулярный характер распределения поглощающей материи в плоскости Млечного Пути. Ряд исследований посвящен фотометрии галактик; обнаружил слабо светящиеся сферические гало у многих близких спиральных галактик. Разработал совместно с Уитфордом шестицветиую фотометрическую систему, охватывающую область длин волн от 3300 до 12 500 Ǻ.

Президент Американского астрономического об-ва (1940-1943).

Золотая медаль Лондонского королевского астрономического об-ва (1950), медали им. Г. Дрэпера Национальной АН США (1915), им. Б. Румфорда Американской академии искусств и наук (1914), им. К. Брюс Тихоокеанского астрономического об-ва (1941).