О группе галактик Хиксон87 О группе галактик Хиксон87
12.07.2010 14:51 | Astronet

Редакция Астронета обратилась к старшему научному сотруднику ГАИШ Вере Петровне Архиповой прокомментировать обсуждение Астрономической Картинки Дня, посвященной группе галактик HCG 87. Ниже приводится полный текст В.П. Архиповой.

Тесная группа галактик HCG87 содержит 3 яркие галактики: HCG87a, b, c, имеющих одинаковое красное смещение в пределах 8400-8700 км/c, т.е. близких в пространстве друг к другу. Главные члены группы: HCG87a – линзовидная или эллиптическая галактика (PGC65409 по каталогу Грина) - и спиральная ESO0597- 036, известная как HCG87b. Ее классифицируют несколько неопределенно из-за того, что она видна с ребра: одни считают ее Sa, другие - Sbc. Галактика имеет мощный слой пыли, расположенный под некоторым углом к плоскости экватора галактики. Согласно исследованиям Шимада, галактика имеет активное ядро и относится к типу AGN-галактик, а по более подробной классификации ее ядро принадлежит к типу лайнеров (liners), основной особенностью которых является сравнимая интенсивность линии излучения водорода 6563 А и запрещенной линии ионизованного азота 6583 А. (1А=10-8 см)

Третья галактика группы – верхняя на карте снимка Хаббла – является спиралью позднего типа Sd, богатой газом и пылью.

“Крест” на изображении HCG87b, отмеченный А.М. Вачиным, по-видимому, реален и не обусловлен оптическими эффектами. Если HCG87b имеет тип Sa, то наличие большого количества пыли необычно, если же она Sbс, то это нормально. Отметим, что на других снимках группы у HCG87b видна протяженная структура в направлении компонента HCG87a, что явно указывает на признаки приливного гравитационного взаимодействия. О том же говорит и искривление пылевого слоя, часто наблюдаемое во взаимодействующих парах галактик.

Взаимодействие галактик при их сближении начинается с того, что газ (и пыль) в галактике начинают двигаться в направлении собственного ядра, что затем вызывает его активность и звездообразование в нем и в окрестностях. Именно это мы видим сейчас у HCG87b. Возможно, в структуре «креста» мы видим результат истечения газа (не звезд!) из околоядерной области под действием звездного ветра молодых звезд. Сама структура может быть проекцией конического потока газа из ядра. Пыль также увлекается газом и движется вместе с ним.

Что касается планетарной туманности «Красный прямоугольник», то ее структура (Х изображение) является типичной для планетарных туманностей, в центре которых находится система двойной звезды, а сама структура порождается, вероятнее всего, в соответствии с гипотезой два, изложенной А.М. Вачиным в форуме. Поэтому, конечно, есть сходство в механизмах образования таких конических структур, которые мы в обоих случаях наблюдаем с «ребра».

Публикации с ключевыми словами: HCG 87 - Hickson