На первую страницу Звездные скопления << 2. Монографии и справочные издания, посвященные звездным скоплениям | Оглавление | 1.2 От Галилея до Мичела >>

Глава 1. Первые исследования звездных скоплений

"...Могучей рукою руль обращая, он бодрствовал;
сон на его не спускался очи, и их не сводил он с Плеяд,...
с Медведицы, в людях еще Колесницы имя носящей..."

Гомер, Одиссея, песнь VII, стих 270.

"Неужели прошлое ничему нас не учит?"
Б. Окуджава, Путешествие дилетантов.

1.1 Первые открытия

Звездные скопления наблюдались людьми с незапамятных времен. Яркие члены таких близких рассеянных скоплений, как скопление Большой Медведицы, огромное скопление в Орионе (называемое теперь ассоциацией Орион OВ 1) одновременно частично определяют конфигурацию соответствующих созвездий. Но далеко не всякое созвездие является группой физически связанных между собой звезд, и об истинной связи между звездами некоторых созвездий астрономы стали догадываться лишь после того, как во второй половине прошлого века были надежно определены собственные движения большинства ярких звезд.

Столь же давно были известны и более компактные звездные группы - Плеяды, Гиады, отчетливо разделявшиеся наблюдателями на отдельные звезды. Наряду с подобными звездными скоплениями астрономы знали о существовании "туманных звезд", упоминающихся уже в самых древних звездных каталогах. Природа этих объектов стала выясняться лишь после изобретения телескопа в начале XVII в., когда Галилею удалось разложить на звезды один из наиболее известных объектов этого рода - Ясли.

Некоторые из "туманных звезд" оказались плохо различимыми невооруженным глазом тесными двойными или тройными звездами, случайно находящимися рядом на небе, некоторые - реальными звездными скоплениями. По имеющимся сведениям, каталог Гиппарха, составленный во второй половине II в. до н. э. содержал по крайней мере два туманных объекта, являвшихся в действительности звездными скоплениями, - скопление Ясли и двойное скопление χ и h Персея.

Во второй половине II в. н. э. Птолемей составил свой каталог звезд, содержащийся в его "Альмагесте". Кроме скопления Ясли и двойного скопления в Персее, в каталог Птолемея входят еще несколько туманных объектов, три из которых являются рассеянными скоплениями: скопление М7, скопление в созвездии Волосы Вероники (более плотная часть созвездия) и скопление λ Ориона.

Каталог персидского астронома Аль-Суфи, составленный во второй половине X в., содержит Ясли, χ и h Персея, М7 и скопление λ Ориона. В нем нет скопления Волос Вероники, но есть новое рассеянное скопление - IC 2391, туманный объект, включающий о Vel. Один из туманных объектов, зарегистрированных Аль-Суфи, оказался туманностью Андромеды - галактикой М 31.

Таким образом, на протяжении восемнадцати столетий, со времен Гиппарха до Галилея, астрономы знали о существовании двух звездных скоплений - Плеяд и Гиад, смотрели на скопления Большой Медведицы и Ориона, считая их обычными созвездиями, и постепенно зарегистрировали положения еще пяти-шести рассеянных скоплений, - крошечных, отличающихся от звезд туманных объектов, - не догадываясь об их истинной природе, не отождествляя их со звездными скоплениями.

Публикации с ключевыми словами: звезды - Скопление